Карты Таро гадание онлайнИстория происхождения карт Таро популярные версии, мифы и легенды

Таро и эзотерическая традицияправить

То, что карты Таро произошли от обычных игральных карт, не исключает возможности присутствия в них герметической, еретической или каббалистической символики, поскольку раннее итальянское Возрождение, породившее Таро, было временем большой интеллектуальной активности. Поэтому герметизм, астрология, неоплатонизм, пифагорейская философия и неортодоксальная христианская мысль, процветавшая тогда, могли оставить свой след в символике Таро.

Подобные символические «следы» в Таро натолкнули более поздних исследователей на мысль, что Таро происходит от каких-то древних культур вроде египетской или вавилонской, что эта система представляет собой тайный свод мудрости прошлого. Первыми известными нам исследователями в этой области были Кур де Жеблен (Geblen) и граф де Мелле. В 1781 году выходит их книга «Первобытный мир», в последней главе которой как раз и утверждается, что Таро восходит к египетской традиции, хотя из истории возникновения карт нам известно, что это не так. Как бы то ни было, но эта работа изменила судьбу Таро. С этих самых пор на колоду взглянули как на таинственную оккультную систему, а Марсельское Таро, использованное в исследовании, превратилось в образец, с которого в последствии рисовались многие другие колоды и на основе которой велись оккультные исследования. Заметим так же, что в ранних версиях Таро не было не только астрологических символов, букв иврита, но даже номеров. Таковой была, например, колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом, изготовленная в XV столетии (1428г) художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. Лишь в 1470 году появится колода карт Montegna, на которой буду изображены классические боги, а так же астрологические символы.

Особняком в ряду исследователей символизма Таро стоит учитель математики и парикмахер Альетт, на которого идеи книги де Жеблена произвели большое впечатление. Альетт, посвятив себя оккультным занятиям, разработал свою систему гадания по картам. В истории он известен, как Эттейла, этот псевдоним был анаграммой собственного имени исследователя.

Следующим после Жеблена и Мелле заметным исследователем оккультного значения Таро стал Элифас Леви. В 1856 г. в своей работе «Учение и ритуал высшей магии» Элифас Леви впервые связывает каббалу и Таро, ассоциируя Старшие арканы Таро с буквами иврита, а значит, и с путями Каббалистического древа. Именно этой схемой пользовался С. Л. Макгрегор Мазерс при создании колоды Таро «Золотой Зари». В 1887 году Мазерс начинает описывать эзотерические атрибуты Таро в своем манускрипте «Книга Т».

Далее этим вопросом занимался Артур Эдвард Уэйт (Уайт), который в 1910 году публикует книгу «Иллюстрированный ключ к Таро». Под его руководством мисс Помелла Колеман-Смит, молодая американка, состоявшая в ордене «Золотой Зари», нарисовала новую колоду Таро, так называемую колоду Райдера.

Последним из заметных исследователей в этой области был Алистер Кроули, который в 1944 году издаёт свою «Книгу Тота», фундаментальный труд, посвящённый символике Таро, а так же их каббалистическим и астрологическим соответствиям.

Файл:TheFull-Tarot Tota.jpg
Старший аркан «Шут»

Французская и английская школы Таро[править]

Крупные исследователи символики Таро принадлежат к одной из двух школ: французской или английской. Главное различие школ состоит в том, куда они помещают «Шута» в ряду Старших арканов.

Основоположником французской школы является Элифас Леви. Согласно воззрению этого лагеря исследователей, аркан «Шут» следует размещать между арканами «Суд» и «Мир». В этом случае ряд старших арканов открывает карта «Маг» и ей соответствует буква «алеф». Основоположник английской школы, Мазерс, помещает «Шута», нулевой аркан, перед «Магом», поскольку ноль — есть начало всех других чисел, как Ничто, есть прародитель всех вещей. В этой системе соответствия алеф, соотносится уже с «Шутом».

Таро как инструмент для предсказанийправить

Невозможно утверждать абсолютно точно, с какого момента карты Таро стали использоваться не только в игре, но и при гадании. Однако первые документальные намёки на возможность соотнесения карт и человеческих судеб относятся к XVI веку. Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями Таро. Такие стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае (1527 г.) они относятся к судьбе человека. Интересно, что в 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti»), в которой автор, некто Франческо Марколино да Форли, указывает простой способ предсказания с помощью карт масти монет обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гадании. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, пока невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Как видно, намёки на это хотя и есть, но остаются туманными. Говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний, возможно лишь начиная с конца XVI века, поскольку есть записи в , датированные 1700 годом, в которых недвусмысленно описываются гадательные значения карт Таро.

Таро и психологияправить

Явление универсальности карточного символизма хорошо отразил Карл Густав Юнг, заметивший, что символика Таро совпадает с разработанной им системой архетипов, а потому персонажи Таро представляют собой образы, которые как и образы , общезначимые для человеческой психики. Поэтому некоторые психологи используют образы, заимствованные из Таро, чтобы идентифицировать состояние клиента с определённым архетипом. Это позволяет не только описать состояние человека, но зная особенности данного архетипа, предугадывать сильные и слабые стороны клиента, которые затем могут быть проанализированы. По сути, это напоминает то, что делали поэты XVI столетия. Отсюда следует, что символика Таро, в силу её архетипичности, многоуровневая и имеет множество вариантов понимания: философы видят в ней один смысл, а предсказатели судеб — другой.

Откуда взялись карты Таро

Первые европейские колоды таро появились между 1410 и 1430 годами на севере Италии. Они представляли собой сочетание исходной четырехмастной колоды игральных карт и 22 дополнительных козырных карт, известных как Старшие арканы (carte dei Trionfi), с изображением аллегорических персонажей.

Самая старая из сохранившихся колод — тарокки (Тагос-chi) — была создана художником Бонифачо Бембо в середине XV века для могущественного миланского семейства Висконти — Сфорца.

В Средневековье и в эпоху Возрождения общество было подвержено всевозможным влияниям, особенно эзотерическим. Аристократии нравились всевозможные заморские «развлечения». В связи с этим можно высказать предположение, что эзотерические аналогии, присутствующие в Таро Бембо, были завуалированы: их следовало хранить в тайне, дабы не навлечь на себя гнев христианской церкви.

Спрятанному за безобидной личиной популярной игры Таро удалось избежать гонений, направленных против всевозможных герметических и нехристианских веяний в стремлении очистить от них Европу.

Однако не следует забывать и о том, что Возрождение положило начало новшествам в области искусства и внесло замешательство в религиозную сферу, что привело к огромным общественным, духовным и философским изменениям, которые моментально охватили Европу.

Происхождение Тароправить

Существует легенда, что в Дpевнем Египте был хpам, в котоpом было 22 комнаты, а на стенах комнат были изображены символические каpтины, от котоpых впоследствии пpоизошли Великие Аpканы Таpо. [Источник?]

Другие исследователи считают, что Таро произошло из Каббалы (двадцать две буквы и десять Сефиpот Каббалы — основа системы Таpо) и считают отпpавной точкой в истоpии Таро 300 год нашей эры — примерную дату создания «Сефер Йецира», фундаментального тpуда по Каббале. [Источник?]

Карты Таро появились в Италии в начале XV столетия (1420—1440). Дошедшие до нас колоды тех времён представляют собой роскошные карты ручной работы, выполненные для аристократии. На сегодняшний день нет достоверной информации о том, что карты появились ранее. Иногда историю Таро пытаются начать с 1392 года, поскольку существует датированная им запись, согласно которой у Жакмина Грингонье была заказана колода карт для французского короля Карла VI, и некоторые из этих карт до сих пор хранятся в Париже. Однако колода, хранящаяся в Национальной Библиотеке — это колода ручной работы конца XV в. северо-итальянского типа. Поэтому, возможно, заказанная для короля колода была обычной колодой для карточных игр.

Здесь сразу следует сделать замечание, что убеждение, будто 52-карточная игральная колода произошла от карт Таро — миф. Действительно, самым ранним документальным упоминанием игральных карт является указ о запрете карточных игр в Берне, датированный 1367 годом. Но как уже было отмечено, рождение Таро принято датировать XV веком, то есть более поздним сроком. Для Европы того времени не было секретом, что обычные игральные карты пришли из исламского мира, о чём свидетельствует запись итальянского живописца Николо Кавелуццо, сделанная в 1379 году в хрониках его родного города: «введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими «наиб»». Эти ранние карты имели четыре масти: чаш, мечей, монет и клюшек для поло (которые европейцы восприняли как палки) и фигуры, состоящие из короля и двух чиновников-мужчин. Лишь позднее Таро добавит к этому набору женскую фигуру и 22 оригинальных козыря. Что касается игральных карт с привычными для нас мастями (трефами, пиками, червами, бубнами), то их в употребление введут французы незадолго до 1480 года. Те, кто утверждает, что игральные карты произошли от Таро, убеждены, что доказательством этому служит джокер. По их мнению, это единственный уцелевший козырь Таро («Шут»), а остальные козыри были упразднены. Но, видимо, это так же является заблуждением. Джокер возник в США около 1857 г. и использовался в качестве т.н. «дикой» карты в покере, или в качестве старшего козыря в игре юккер.

Что касается происхождения самого названия Таро, то известно, что первоначально карты назывались «карты триумфов (козырей)» (итал. carte da trionfi), однако около 1530 г. итальянское слово «tarocchi» (в ед. ч. «tarocco») начинает использоваться, для того чтобы отличить игру с Таро от игры с обычными козырями (triumphs – trumps). Сразу же отметим, как и обычные игральные карты, Таро использовалось именно в азартных целях, а именно использовались в игре, напоминающей бридж. Эта игра была очень популярна в Европе, в неё продолжают играть и сейчас, особенно во .

Распространенные мифы о Таро

Одним из популярных мифов считается история о запрете Таро со стороны протестантской и католической церкви. Гадание было причислено к дьявольской практике, а все адепты названы еретиками. При более тщательном исследовании вопроса выяснилось, что церковь была против изображений Папы и Папессы на картах, но запрет в основном касался обычного игрального набора, поскольку он использовался в азартных целях.

Много вопросов до сих пор вызывает изначальное предназначение колоды Таро. Одни утверждают, что это всего лишь набор для развлечений и досуга, другие — что это тайная система знаний для магических ритуалов и с помощью сеансов самопознания можно познать настоящую магию Таро. Первые же свидетельства взаимосвязи карт с магией датируются XVIII веком. Таким образом, можно сказать, что не существует доказательств, использовали ли колоду для эзотерических сеансов или для азартных игр.

История Таро очень богата и одновременно запутанна. Пытаясь выяснить изначальное происхождение и предназначение, можно изучить десятки версий и поймать себя на мысли, что все они по-своему правдивы и имеют право на существование. В конечном счете не так критично, знает ли практикующий все легенды. Намного важнее, умеет ли он управляться с энергией Таро и может ли применить ее на благо своего развития и помочь окружающим.

Таро — не только гадание

Каково бы ни было происхождение Таро, эта система заняла важное место в западной эзотерической традиции, поскольку работа с картами нередко ведет к обретению глубокого духовного опыта. . Считается, что все человечество объединено «коллективным бессознательным» — это понятие было предложено Карлом Юнгом и ныне используется в аналитической психологии

Юнг разграничивал коллективное и индивидуальное бессознательное, рассматривая последнее как нечто уникальное для каждого человека, а первое как «вместилище опыта нашего биологического вида» в целом.

Считается, что все человечество объединено «коллективным бессознательным» — это понятие было предложено Карлом Юнгом и ныне используется в аналитической психологии. Юнг разграничивал коллективное и индивидуальное бессознательное, рассматривая последнее как нечто уникальное для каждого человека, а первое как «вместилище опыта нашего биологического вида» в целом.

Содержащиеся в нем архетипы служат материалом для мифов и легенд и проявляются в образах Мага, Отшельника, Императрицы. Они воспринимаются всеми нами на том или ином уровне, независимо от времени и места.

Эти архетипы являются неосознанными силами, управляющими нашей жизнью; будучи открытыми, они могут вызвать глубинные внутренние изменения. Заключенная в картах тайна делает их еще более притягательными и одновременно ведет нас к мудрости и просветлению путем самопознания.

Карты Таро гадание онлайнИстория происхождения карт Таро популярные версии, мифы и легенды

Несколько карт Старших арканов из колоды Райдера — Уэйта.

Карты Таро гадание онлайнИстория происхождения карт Таро популярные версии, мифы и легенды

Алистер Кроули, маг и оккультист.

Карты Таро гадание онлайнИстория происхождения карт Таро популярные версии, мифы и легенды

Карта «Дьявол» из колоды Toma, созданной Алистером Кроули и Фридой Хэррис.

Карты Таро гадание онлайнИстория происхождения карт Таро популярные версии, мифы и легенды

Фрагмент иллюстрации Фриды Хэррис к карте «Рыцарь кубков».

Младшие Арканы Таро

Что же касается Младших, то нетрудно заметить их сходство с современными игральными картами: «жезлы» стали трефами, «кубки» — червами, «мечи» — пиками, а «денарии» — бубнами. Есть, впрочем, и иные значения младших и старших арканов. Но в обычных картах, т. н. «французской” (и русской) колоде оказалось на одну картинку меньше: после валета в ней сразу идет дама, а «рыцаря» нет. Традиционная же «немецкая» (или «испанская») колода, наоборот, не знает дамы, зато в ней представлены младший и старший валет («паж» и «рыцарь»). Как правило, Младшие арканы раскладывают когда хотят получить ответ на какой-то конкретный вопрос, касающийся будущего, настоящего или прошлого. Если кажется, что ответ неясен, можно предпринять и вторую, и третью попытку, ограничения здесь нет (хотя для получения достаточно точных ответов лучше мешать карты не реже, чем через каждые два-три запроса). Другое дело, что вопрос должен быть сформулирован возможно более конкретно. На неоднозначный вопрос и ответ будет уклончивым. Кроме того, сам вопрошающий должен быть уверен, что хочет получить ответ.

В современном комплекте карт Таро на самом деле не 78, а 80 карт. Две из них пустые. Это – “белые” карты, изымать которые без особой нужды не следует, и расклад лучше проводить с их участием. Когда выпадает Белая Карта, это часто означает, что вопрощающий (а чаще тот, о ком вопрошают) не хочет, чтобы другие узнали что-то из его жизни. Так или иначе, она означает непредсказуемость (или неудобопредсказуемость) будущего в той области жизни, которую она должна была символизировать согласно раскладу.

Вообще “белые”, то есть пустые карты, служат своеобразным напоминанием о медитативном значении карт. Есть такое упражнение для адептов Таро высших ступеней: разложить карты не на столе, а в уме. Расслабиться, закрыть глаза и попросить Космос дать вам карту в ответ на ваш вопрос. И карта, которую вы увидите, не будет совпадать в точности ни с одной из вам известных, однако все ее детали будут именно такими, какие нужны для получения ответа.

Другое дело, что прежде, чем проводить такое упражнение, нужно очень хорошо освоить все Арканы, и Старшие, и Младшие.

Описание колоды карт таро

Основная статья: Колода Таро

Состав

Карты типичной колоды таро делятся на две большие группы:

  • Старшие арканы — «козыри», обычно 22 карты. Каждая из этих карт имеет свой оригинальный рисунок и уникальное название. Порядок следования карт и наименования в различных вариантах колоды таро могут несколько отличаться.
  • Младшие арканы — четыре масти, обычно 56 карт, по 14 карт каждой масти. Младшие арканы состоят из четырёх серий или мастей — Жезлов, Мечей, Кубков и Денариев. Каждая масть содержит Туза, Двойку, Тройку и так далее до Десятки, за которой идут «придворные» или «фигурные карты» («картинки») — Паж (Валет), Рыцарь (Всадник), Королева, Король. Положение Туза в ряду младших арканов определяется лишь принятым соглашением, он может стоять как в начале последовательности (то есть считаться, по сути, Единицей соответствующей масти), так и после Короля (то есть считаться старшей из фигурных карт). В современных гадальных практиках, использующих колоду таро, чаще применяется первый вариант.

Дизайн

В зависимости от использованной стилистики, различные знаменитые колоды получили имена:

  • Египетское таро — египетские мотивы.
  • Марсельское таро — в стиле Франции XVII века.
  • Таро Висконти-Сфорца — самая старая из известных полных колод, создана в XV веке, называется по имени заказчиков. Изображения старших арканов выполнены в стиле итальянского Ренессанса.
  • Таро Райдера — Уэйта — нарисованы в начале ХХ века, самая популярная иконография, оставившая множество клонов и потомков. Названы по фамилиям первого издателя Уильяма Райдера и автора дизайна Артура Уэйта. Художница — Памела Колман-Смит. Впервые младшие арканы получили не только обозначения мастей и номинала, но и осмысленные сюжетные рисунки.
  • Таро Тота — колода, созданная Алистером Кроули и художницей-египтологом Фридой Харрис. Характерны более современным стилем исполнения и чрезвычайно богатой эзотерической символикой.

В XX веке, особенно во второй его половине, появилось множество «новых» дизайнов колоды таро, так что сейчас затруднительно не только перечислить все варианты, но даже назвать их точное число. Значительная их часть являются вариациями на тему одной из классических колод, в основном — таро Райдера-Уэйта, но есть и довольно оригинальные «тематические» дизайны. В качестве примеров можно назвать эротическое таро Манара (арканы таро проиллюстрированы тематическими зарисовками с остроэротическим уклоном, автор — итальянский художник Мило Манара, колода создана в самом конце XX века и впервые выпущена в 2000 году) или таро эльфов Марка МакЭлроя и Дэвида Корси (в отличие от целого ряда других вариаций на эльфийскую тему, здесь композиции рисунков не заимствованы из Уэйта, а полностью самостоятельны, более того, в колоде, при сохранении всех общих особенностей таро, символически изображены пять историй: старшие арканы последовательно рассказывают о том, как главный герой расследует пропажу четырёх реликвий, а карты мастей описывают историю каждой из этих реликвий). Есть колоды, созданные по мотивам различных культовых произведений искусства, и просто на популярные темы («Таро цветов», «Таро вампиров», «Самурайское таро» и так далее). Ряд последователей философских, религиозных и психологических школ оформили в виде колод таро свои системы взглядов и используют такие колоды для различных практик (« дзен таро» и другие).

Таро и игральные карты

Напрашиваются параллели между колодой таро и распространёнными европейскими игральными карточными колодами. Четыре масти таро можно поставить в соответствие четырём традиционным карточным мастям: жезлы — трефам, мечи — пикам, кубки — червам, денарии — бубнам, ряд достоинств младших арканов, от туза до короля (или от двойки до туза), отличается от большинства игральных колод только наличием не трёх, а четырёх «фигурных» карт, причём в большинстве европейских игральных колод отсутствует Рыцарь, но имеется Валет (Паж), но есть и такие, в которых нет Валета, но есть Рыцарь (Всадник). Правда, со старшими арканами в игральных колодах связать нечего, лишь Джокер, имеющийся в 54-листовой колоде, может быть с некоторой натяжкой уподоблен Шуту.

Все эти параллели многократно отмечались различными исследователями истории таро. По одной из распространённых гипотез, колода таро была общим предшественником для всех европейских игральных колод. Есть и другие варианты, некоторые из них приведены ниже в разделе «Происхождение таро».

Младшие Арканы

Пятьдесят шесть карт Младших Арканов представляют собой четыре масти Таро, символами которых являются кубки, жезлы, мечи и пентакли, — это образное описание опыта человека в четырех различных сферах жизни. (Это если рассматривать Таро в проекции человеческой личности). Также Младшие Арканы могут говорить просто о проявлениях качеств той или иной стихии в соединении с определенным числом. К примеру, пентакли — это не только физическое развитие человека, это вообще Материя.

Каждая масть акцентирует какие-то грани всеобщего цикла (эмоциональное, творческое, интеллектуальное и физическое развитие человека) и детально исследует ее через множество фаз развития.

Каждая масть Младших Арканов делится на нумерованные карты (10) и дворцовые (4). Нумерованные карты открывают различные стороны повседневной жизни: события, взаимоотношения с окружающими, состояние духа и чувства, которые на данный момент испытываем. Каждая из нумерованных карт отражает типичный опыт жизни любого человека. Поэтому они чаще всего трактуются как отражение событий внешнего мира.

Группу придворных карт составляют Рыцарь, Дама, Король и Паж. Они отличаются от нумерованных карт тем, что не описывают события, а передают присущие конкретной сфере жизни характерные особенности и качества. Они несут на себе совокупность определенных человеческих черт. Различная степень власти, присущая картам, указывает на различную степень проявленности выражаемого ими качества во внешнем мире. Придворные карты часто вторгаются в жизнь человека не только как внутренние переживания, но и как реальные люди, однако при трактовке карт надо чувствовать, когда за выпавшими в раскладе дворцовыми картами стоят конкретные люди, а когда — просто характеристика ситуации.

Масть Кубков — соответствует первоэлементу воды. Она текуча, изменчива и неуловима, принимает любую форму и просачивается сквозь любые преграды. Таков же и мир чувств. Четырнадцать карт масти описывают развитие чувственной сферы человека: эмоциональные реакции, их изменение по мере приобретения жизненного опыта, а также показывают на характерные людские типы, отражающие чувственную сферу в ее первозданном виде.

Масть Жезлов — соответствует первоэлементу огня. Он способен возникать из ниоткуда, трансформируя все, до чего дотрагивается, оставаясь при этом неизменным. Огонь неукротим, он разлагает объекты до основных элементов и преобразует их природу. Таков же и мир творческого воображения: образы приходят из ниоткуда, преобразуя «реальный» мир конкретных форм, вдыхая в них смысл и значение. Четырнадцать карт масти жезлов описывают развитие творческого воображения, его использование для решения жизненных задач и головоломок, а также указывают на опасность преобладания воображения над здравым смыслом. Здесь же указываются характерные человеческие типы, представляющие в наиболее чистом виде мир воображения.

Масть Мечей — соответствует первоэлементу воздуха. Невидимый воздух считался дыханием духа, постигшего замысел творения до того, как оно было проявлено. Такова и наш разум: способность абстрактно мыслить и формировать концепции, придающие жизни упорядоченность и смысл. Обоюдоострое лезвие меча — прекрасный символ двойственности разума: остро отточенное лезвие ума способно проникнуть в самый сложный и запутанный предмет или ситуацию, но негибкая сталь может ранить. Четырнадцать карт масти мечей описывают развитие мыслительной способности, темные и светлые ее аспекты. Развитие происходит через конфликты, ссоры и разобщенность, через ясность и понимание, и прослеживается на примере людских типов, воплощающих логику и разум в чистом виде.

Масть Пентаклей — соответствует первоэлементу земля. Это — и наше начало, и наш конец. Любое переживание, прежде чем стать доступным чувствам, воображению или духу, должно пройти через тело. Четырнадцать карт масти Пентаклей описывают развитие способности функционировать в реальности и постепенное приспособление в течение жизни к требованиям, разочарованиям и радостям земного мира, а также указываются персонажи, олицетворяющие собой материальный мир в его чистом виде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эзотерика и ТАРО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: